Какой выбрать аккумулятор?

Неотъемлемой и важной частью любого современного автомобиля является аккумуляторная батарея. Именно от этого устройства напрямую зависит надежность запуска двигателя, устойчивая и эффективная работа всевозможных электронных систем, и вообще всего электрооборудования. Современный аккумулятор представляет собой достаточно долговечный прибор, срок службы которого составляет в средне 4-7 лет. Однако во время эксплуатации автомобиля неизбежно возникает необходимость его замены, поскольку срок службы машины значительно больше времени беспроблемной работы аккумулятора.

Сегодня ассортимент аккумуляторных батарей весьма обширен и разнообразен. В таком изобилии несложно и запутаться. Теоретически все очень просто. Достаточно заглянуть в руководство по эксплуатации транспортного средства или даже под капот, переписать характеристики аккумулятора и в магазин… Но покупая, столь важный прибор, стоит все же располагать некоторым, хотя бы теоретическим, представлением о том, что же такое аккумуляторная батарея, какой аккумулятор лучше и какой нужен аккумулятор.

Основные характеристики аккумуляторов. Какой аккумулятор выбрать для автомобиля?

Аккумулятор – это устройство для накопления и хранения энергии в химическом виде с последующим преобразованием в электричество и использованием для автономного питания различного электротехнического оборудования.

Одной из важнейших характеристик любого аккумулятора является его электрическая емкость. Измеряется этот показатель в ампер-часах (Ач) и показывает способность батареи отдавать ток определенной силы в течение определенного интервала времени. Например, емкость батареи в 40 Ач говорит о том, что аккумулятор способен выдавать ток силой в 1 ампер на протяжении 40 часов или ток в 2 ампера на протяжении 20 часов и т.д.

Кроме электрической, аккумуляторная батарея обладает еще и резервной емкость. Эта величина отражает интервал времени в минутах, в течение которого батарея выдает ток силой в 25 ампер при температуре окружающего воздуха 27°С. Большая емкость аккумулятора обеспечивает более длительную работу всего электрооборудования автомобиля без дополнительной подзарядки батареи.

Еще одним, не менее важным, параметром аккумулятора является, так называемый, пусковой ток или ток «холодного запуска». Эта величина отражает силу тока в амперах, которую выдает батарея в течение 30 секунд при температуре -18°С, при этом напряжение не должно опуститься ниже минимального уровня, необходимого для надежного пуска двигателя, равного 9 вольтам. Чем выше эта величина, тем больше пусковая мощность аккумулятора и тем с большей силой и быстрее стартер будет крутить двигатель во время запуска. Данный параметр батареи рассчитывается и указывается по четырем разным стандартам:

    ГОСТ – на аккумуляторах отечественного производства;
    EN – европейский стандарт;
    SAE – американский стандарт;
    DIN – немецкий стандарт.

Немецкий стандарт по своему принципу больше остальных похож на отечественный ГОСТ. Большинство европейских производителей для своих батарей используют именно его.

Сила пускового тока рассчитывается в зависимости от количества цилиндров мотора, величины хода и диаметра поршня, сопротивления привода ГРМ (цепи, ремня и т.п.), вязкости применяемого масла и наличия вспомогательного оборудования.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на работоспособность аккумуляторных батарей является температура окружающей среды. Оптимальная температура воздуха, при которой аккумулятор работает наиболее эффективно, составляет примерно 27°С. При снижении температурных показателей основные характеристики аккумулятора существенно снижаются. Так, например, при снижении температуры окружающей среды до -18 градусов по Цельсию эффективность работы батареи снижается практически на 60%, т.е. чтобы запустить двигатель в такую погоду энергии понадобится более чем в два раза больше.

Снижение показателей работы аккумулятора при понижении температуры связано в первую очередь с изменением вязкости и плотности основного химического компонента аккумулятора – электролита. При снижении температуры воздуха плотность электролита возрастает и, соответственно, увеличивается вязкость. В результате этого скорость течения химической реакции резко снижается и, как следствие, значительно уменьшается время, в течение которого аккумулятор может отдавать ток необходимый для запуска двигателя. Осложняется процесс запуска при этом еще и тем, что все детали и узлы двигателя охлаждены, масло загустевает, осложнен процесс смесеобразования и стартеру, чтобы преодолеть все эти трудности, необходим ток большей силы и значительно больше времени для пуска мотора. Усугубляется картина еще и тем, что при низких температурах аккумуляторная батарея намного хуже заряжается, что обусловлено ростом внутреннего сопротивления.

                      Типы аккумуляторов. Какой нужен аккумулятор?

Прежде чем выбирать аккумулятор необходимо разобраться в том, какие же они бывают. Все автомобильные аккумуляторные батареи подразделяются на три категории: обслуживаемые или ремонтные, необслуживаемые и малообслуживаемые.

Ремонтные или обслуживаемые аккумуляторные батареи еще 10 лет назад составляли абсолютное большинство. Но сегодня такие батареи используются достаточно редко. В основном их производством занимаются некоторые российские заводы, а также несколько предприятий в других странах постсоветского пространства. Внешне такие аккумуляторы отличаются эбонитовым корпусом, залитым сверху черной мастикой. Основным их преимуществом является возможность замены блока пластин, если между ними произошло короткое замыкание. А вот дорогой в производстве и менее прочный, чем пластиковый, корпус не очень удобен во время эксплуатации такого аккумулятора. При ударе по нему он запросто может расколоться. К тому же, со временем под воздействием температурных колебаний, пыли, влаги и грязи мастика теряет свои изоляционные свойства, и батарея начинает быстро самопроизвольно разряжаться.

Необслуживаемые аккумуляторы не требуют какого-либо вмешательства в работу на протяжении всего срока их службы, но при этом имеют несколько меньшую емкость, что обусловлено особенностями конструкции. Они не имеют на своем корпусе никаких пробок или ремонтных отверстий. Такие накопители электрической энергии достаточно дороги и в основном используются для эксплуатации в районах с мягким климатом. Немаловажным фактором при выборе аккумулятора подобного типа является и отлаженный сервис.

Большинство современных автомобильных аккумуляторных батарей представляют собой малообслуживаемые батареи. Они достаточно широко представлены на рынке автомобильных запчастей и не имеют жестких эксплуатационных ограничений. Аккумуляторы такого типа поступают в продажу или сухозаряженными, или уже заправленные электролитом на заводе-производителе. Для того чтобы привести сухозаряженный аккумулятор в рабочее состояние, необходимо самостоятельно залить в него электролит (иногда это делают сами продавцы). Заправленные батареи сразу готовы к работе. Они заправляются высококачественным электролитом, содержащим множество добавок, препятствующих сульфатации пластин аккумулятора, осыпанию активной массы и т.п. Кроме того, такие батареи подвергаются специальной заводской зарядке с жестким контролем всех параметров на специальной аппаратуре.

Рекомендации по выбору аккумуляторов. Какой купить аккумулятор?

Итак, имея определенное представление о том, что же такое аккумулятор, можно перейти к самому важному и ответственному мероприятию – выбору. Выбирать лучше всего в специализированном магазине, предоставляющем гарантию на свой товар, где есть специалисты, которые смогут помочь подобрать нужную модель батареи.

Конечно, известность и престиж марки имеет немаловажное значение, но стоить обратить внимание и на некоторые технические особенности модели. Такие тонкости и нюансы, как химический состав и технология производства пластин, скорее всего, мало о чем скажут рядовому водителю. А вот, например, такие особенности, как пакетированные пластины, когда каждая пластина находится в микропористом конверте-сепараторе, что позволяет избежать короткого замыкания при осыпании активной массы и, как следствие, увеличивает срок службы аккумулятора, знать не помешает. Такие пакеты пластин хорошо заметны в открытое заливное отверстие для электролита.

Стоит обратить внимание и на сами пробки. При зарядке аккумуляторной батареи происходит испарение воды входящей в состав электролита и при последующем электролизе она разлагается на кислород и водород. Чтобы эти газы свободно выходили и аккумулятор не взорвался, в пробках должны быть небольшие отверстия сверху или сбоку. В более простых и, соответственно, более дешевых моделях в пробках делаются простые маленькие отверстия, которые со временем засоряются и требуют чистки. В моделях подороже пробки делаются по принципу клапана, они не позволяют электролиту выплескиваться и, в то же время, имеют полость для конденсации газов.

Существуют аккумуляторы, вообще не имеющие отверстий, а для сбора воды и отвода газов используется система полостей встроенная в крышку батареи.

Что касается стоимости аккумуляторов, то, как правило, она напрямую зависит от емкости – чем она больше, тем батарея дороже.

Конечно, самым оптимальным приобретением будет аккумулятор с характеристиками рекомендованными заводом-изготовителем автомобиля, в котором будет использоваться батарея. Такой подход позволит при минимальных расходах приобрести удовлетворяющий всем потребностям аккумулятор, который прослужит дольше. Можно выбрать батарею меньшей емкости и тем самым сэкономить, но срок ее работы будет меньше, а в холодную погоду справляться со своими обязанностями она будет намного хуже. Приобретение аккумулятора большей емкости также не дает никаких преимуществ, дольше он служить не будет, поскольку постоянно будет недозаряжен, а это, в конечном счете, приведет к сульфатации пластин. К тому же цена такой батареи будет выше.

При покупке аккумулятора следует помнить, что в последние годы российский рынок автозапчастей и аксессуаров переполнен некачественными и поддельными товарами. И аккумуляторные батареи не исключение. Чтобы избежать приобретения подделки необходимо обращать внимание на некоторые внешние признаки, позволяющие выявить подделку. Самое главное, на оригинальном товаре обязательно должны быть указаны страна-изготовитель и завод-производитель, а если еще и адрес указан, значит, аккумулятор точно не «паленый». Не менее важно чтобы на батарее была нанесена дата производства, это особенно актуально, если аккумулятор заправлен на заводе. Каждая аккумуляторная батарея должна иметь свой технический паспорт, а что касается инструкции по эксплуатации, то присутствует она далеко не всегда. Это в первую очередь касается батарей зарубежного производства, поскольку на Западе аккумуляторы практически не продаются в розницу, их ставят мастера на сервисных станциях.

Кроме этого, любой качественный аккумулятор должен иметь хороший корпус, качественно изготовленные пробки, гладкие клеммы, часто смазанные специальной защитной смазкой, предотвращающей окисление, на которые сверху надеты пластмассовые колпачки.